Соломахина
Светлана Владимировна
Адвокат Палаты адвокатов Самарской области
    Ваша защита -
НАША ПРОФЕССИЯ
Задать вопрос
Адвокат отвечает на вопросы
Из любых регионов России

Понятие и значение реорганизации в гражданском праве

 
 

Реорганизация – это прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому. Иначе говоря, в результате реорганизации деятельность реорганизованного юридического лица продолжают другие юридические лица.

Реорганизация – это сложный процесс, причем не только с правовой точки зрения, но и с экономической. Для успешного проведения требуется знание не только норм гражданского законодательства, но и вопросов налогообложения и бухгалтерского учета.

Нарушение порядка юридического оформления реорганизации может привести к признанию реорганизации недействительной (несостоявшейся). Неправильное отражение процесса реорганизации в бухгалтерском учете может повлечь за собой серьезные ошибки в исчислении налогов и, соответственно, большие экономические потери для организаций.

Поэтому перед реорганизацией необходим детальный правовой, налоговый и бухгалтерский анализ путей и механизмов ее проведения.

Понятие и значение реорганизации в гражданском праве Действующее гражданское законодательство Российской Федерации не формулирует понятие и признаки института реорганизации.

До настоящего времени не выработано единого подхода к определению реорганизации и в правовой теории. М.И. Кулагин определял реорганизацию через ее экономическую сущность. По его мнению, реорганизация юридических лиц является одной из правовых форм, в которую облекаются процесс централизации производства и капитала в экономике буржуазных стран.

Анализируя юридическую природу реорганизации, некоторые авторы отождествляют данный процесс с процедурой прекращения юридического лица. В.С. Мартемьянов считал, что реорганизация означает только прекращение существования предприятия в его прежнем виде (путем слияния, разделения, присоединения, преобразования в иную организационно-правовую форму) без прекращения его дел и имущества на основе правопреемства.

По мнению М.И. Брагинского, реорганизация означает прекращение юридического лица с переводом прав и обязанностей. Указанный способ прекращения юридического лица предполагает, что его деятельность продолжают другие лица.

Е.А. Суханов называет реорганизацией юридических лиц их прекращение, влекущее, однако, переход прав и обязанностей, ранее существовавших юридических лиц к другим юридическим лицам, т.е. правопреемство. Авторским коллективом под руководством

Н.И.Клейн была предложена точка зрения, согласно которой под реорганизацией предприятия понимаются организационные мероприятия, в результате которых изменяется состав рынка, т.е. прекращаются ранее действовавшие и (или) возникают новые предприятия.

В отличие от ликвидации, при которой происходит абсолютное прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, В.В. Долинская называет реорганизацию относительным прекращением деятельности юридического лица при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Предложенные определения не охватывают такой вид реорганизации, как выделение, влекущее не прекращение, а, наоборот, возникновение нового субъекта предпринимательского права. Из приведенных понятий и определений видно, что реорганизация рассматривается как процесс прекращения юридических лиц при соблюдении условия универсального правопреемства.

Правопреемство – это переход от одного лица (субъекта права) к другому прав и обязанностей или отдельных прав, который может осуществляться в силу закона, договора или других юридических оснований. Правопреемство – важнейший институт гражданского права, призванный гарантировать стабильность хозяйственных отношений Понятие правопреемства является устоявшейся в теории права категорией. Как правило, под правопреемством понимается переход прав и обязанностей от одного лица – правопредшественника к другому лицу – правопреемнику, заменяющему его в правоотношении.

Правопреемство – переход права от одного лица к другому в силу наличия юридических фактов, указанных в законе или соглашении. При правопреемстве новый субъект в правоотношении заступает на место первоначального, а перешедшие к нему права остаются тождественными правам первоначального субъекта.

Таким образом, правопреемство представляет собой разновидность способа приобретения права.

Правопреемство как способ приобретения права традиционно принято разделять на виды, в зависимости от объема передаваемых прав и обязанностей.

По мнению большинства специалистов, правопреемство бывает двух видов: универсальное (общее) и сингулярное (частное). Однако правовое содержание названных разновидностей правопреемства оценивается не всегда одинаково. Так, например, Г.Ф. Шершеневич утверждал, что различие между частным и общим преемством не количественное, а качественное, потому что в первом случае новый объект, преемник, занимает место только активного субъекта, тогда как во втором он входит в положение и пассивного субъекта, которое занимал его предшественник.Данную точку зрения поддерживают М.Ю. Тихомиров и Л.В. Тихомирова, которые полагают, что при общем правопреемстве к правопреемнику от правопредшественника переходят не только все его права, но и обязанности.

Д.И. Мейер отмечал, что приобретение права представляется универсальным, когда право переходит в составе всех юридических отношений прежнего субъекта права, так что лицо, приобретающее право, продолжает собой личность того лица, от которого право перешло к нему, почему и универсальное приобретение права можно также назвать приобретением по преемству. Приобретение права представляется сингулярным, когда право переходит к лицу независимо от других юридических отношений прежнего его субъекта, так что между последним и приобретателем права нет такой непосредственной связи, какая представляется при приобретении права по преемству. Различие между приобретением права по преемству, приобретением универсальным и приобретением без такого преемства, в отдельности, имеет то важное практическое значение, что там, где приобретаются имущественные отношения лица в целостности, не требуется означение перехода относительно каждого отдельного права, тогда как при сингулярном приобретении права это необходимо.

При общем правопреемстве правопреемник в результате одного юридического акта занимает место правопредшественника во всех правоотношениях (за исключением тех, в которых правопреемство недопустимо).

Частное правопреемство – правопреемство в одном или нескольких правоотношениях. Одним из основных признаков реорганизации является универсальное правопреемство вновь возникших и измененных юридических лиц. При этом к преемнику переходят имущественные и исключительные права, а также имущественные обязанности.

При проведении реорганизации главным является вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих от реорганизованного юридического лица к его правопреемнику.

В результате реорганизации права и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить:

а) в полном объеме – только к одному правопреемнику (при слиянии, присоединении и преобразовании);

б) в полном объеме, но к нескольким правопреемникам в соответствующих частях (при разделении);

в) частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам (при выделении).

Вопросы, связанные с универсальным правопреемством при реорганизации, в действующем законодательстве урегулированы недостаточно четко. В связи с переходом к правопреемнику при реорганизации всего комплекса прав и обязанностей процедура перехода прав и обязанностей по отдельным договорам может не применяться.

Следует также иметь в виду, что действующее законодательство содержит запрет на переход прав, неразрывно связанных с личностью реорганизуемого общества-кредитора. К таким правам относится право заниматься определенными видами деятельности на основании лицензии. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензируемый вид деятельности может осуществлять только получившие лицензию юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Лицензия не может передаваться другим лицам и соответственно теряет свою юридическую силу в результате реорганизации. Исключение составляет случай реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности (п. 3 ст. 13 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Правопреемство при реорганизации осуществляется при помощи двух основных документов – разделительного баланса и передаточного акта (ст. 58 ГК РФ).

По разделительному балансу права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят к вновь возникшим юридическим лицам при выделении и разделении.

При слиянии, присоединении и преобразовании организации составляется передаточный акт. Реорганизация проводится в соответствии с одной из предусмотренных Гражданским кодексом РФ форм.

Статьями 57 и 58 ГК РФ определены пять форм реорганизации юридического лица:

 слияние – два и более юридических лиц превращаются в одно новое, к которому переходят все права и обязанности прежних юридических лиц, а последние, в свою очередь, прекращают существование;

 присоединение – одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому. При присоединении прекращается присоединяемое юридическое лицо (или несколько лиц), а лицо, к которому присоединяются, приобретает в дополнение к своим правам и обязанностям права и обязанности присоединяемого лица (лиц);

 разделение – юридическое лицо делится на два или более юридических лиц. Разделение юридического лица влечет его прекращение и переход его прав и обязанностей к вновь возникающим юридическим лицам. При этом объем прав и обязанностей, переходящих к каждому возникшему юридическому лицу, определяется в разделительном балансе;

 выделение – из состава юридического лица выделяются одно или несколько юридических лиц. В этом случае юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать. Объем прав и обязанностей оставшегося юридического лица и выделившихся лиц определяется в разделительном балансе;

 преобразование – юридическое лицо одного вида трансформируется в юридическое лицо другого вида (например, производственный кооператив преобразуется в акционерное общество). При преобразовании все права и обязанности юридического лица полностью переходят к преобразованному юридическому лицу. Суть преобразования в том, что реорганизуемое юридическое лицо прекращает свое существование, но при этом возникает новое юридическое лицо с тем же составом участников. Перераспределение имущества при этом не происходит. Преобразование юридического лица отличается от других видов реорганизации тем, что у прекращающего свое действие юридического лица возникает только один правопреемник. Преобразование юридического лица сопровождается существенным изменением его правового статуса. Это может быть связано и с изменением формы собственности. Например, государственное предприятие преобразуется в акционерное общество в результате его приватизации.

Г.С. Шапкина предлагает объединить названные способы реорганизации в три группы.

Первая – укрупнение общества, когда на основе двух или нескольких акционерных обществ создается одно, более крупное, поглощающее ранее существовавшие. Сюда относятся слияние обществ и присоединение.

Вторая – разукрупнение акционерных обществ, при котором на основе одного создаются два или несколько новых, и выделение, при котором реорганизуемое общество сохраняет свой статус, но путем передачи части принадлежащих ему прав и обязанностей (выделения имущества и проч.) создается одно или несколько новых обществ.

Особое место среди способов реорганизации занимает преобразование общества, при котором происходит смена организационно-правовой формы юридического лица.

По мнению К.Т. Трофимова, по отношению к волеизъявлению собственника основания реорганизации можно классифицировать на добровольные (по решению участников, собственника либо уполномоченного органа), принудительные (по решению компетентного государственного органа) и вынужденные (вызванные изменением действующего законодательства).

Добровольно, т.е. по воле самого юридического лица либо его органа, уполномоченного на это учредительными документами), реорганизация может проводиться в любой из пяти вышеперечисленных форм. Однако в отдельных, установленных законом, случаях одного решения учредителей (участников) юридического лица либо его органа, уполномоченного на это учредительными документами, для проведения реорганизации в форме слияния, присоединения либо преобразования недостаточно. Дополнительным условием для проведения реорганизации в указанных формах является обязательное получение предварительного согласия уполномоченного государственного антимонопольного органа. Проведение такой процедуры осуществляется в целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением коммерческими организациями или ограничения конкуренции (ст. 27 Закона РФ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (п.2 ст. 57 ГК РФ).

Принудительная реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения осуществляется с целью ограничения монополистической деятельности субъектов предпринимательской деятельности и защите конкуренции. В частности в ст. 38 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций.

Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц. Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:

1) существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;

2) отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);

3) существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, а также о таком разделении или выделении в отношении некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением и не может быть менее чем шесть месяцев.

Помимо добровольной и принудительной реорганизаций можно выделить еще один, достаточно обособленный случай реорганизации – это реорганизация юридического лица в результате приватизации. Федеральным законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено следующее.

Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного фонда превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества может быть использован только один способ приватизации – реорганизация в форме преобразования (ст. 13). В иных случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется и другими способами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества.

Нами были рассмотрены понятие, значение, формы и основания реорганизации, предусмотренные гражданским законодательством Российской Федерации. Перейдем теперь к более детальному рассмотрению такой формы реорганизации как слияние.