Соломахина
Светлана Владимировна
Адвокат Палаты адвокатов Самарской области
    Ваша защита -
НАША ПРОФЕССИЯ
Задать вопрос
Адвокат отвечает на вопросы
Из любых регионов России

Основания и порядок проведения слияния юридических лиц как формы реорганизации

 

Слияние, как уже говорилось выше, - это одна из форм реорганизации, когда из двух и более юридических лиц возникает одно новое юридическое лицо, к которому переходят все права и обязанности прежних юридических лиц, прекращающих свое существование.

Основными мотивами, обусловливающими принятие решений о слиянии компаний в широком смысле (т.е. включая присоединение), являются экономические, в том числе: само по себе укрупнение бизнеса и укрепление позиции на соответствующем рынке;

углубление или расширение специализации; снижение производственных затрат и экономия на масштабах;

повышение качества управления. Слияние позволяет расширить бизнес не с нуля, а на основе уже функционирующего предприятия, с использованием его инфраструктуры, что дает возможность проникновения на новые рынки.

Объединение компаний обходится дешевле, чем создание новых компаний, к тому же в этом случае меньше риски. При объединении взаимосвязанных отраслей может повыситься доход. Слияние является эффективным способом борьбы против конкуренции, хотя, с другой стороны, концентрация капитала может привести к обратному результату, вследствие чего государство осуществляет контроль за объединением компаний.

Среди целей, преследуемых при осуществлении реорганизаций, направленных на укрупнение бизнеса, выделяют:

а) защитные – в этом случае компании пытаются сохранить свой бизнес путем его расширения в других отраслях или усиления позиции, а также путем избавления от конкурентов посредством их поглощения;

б) инвестиционные – компании имеют свободные средства для инвестирования, имеется возможность участвовать в прибыльном бизнесе или скупить активы по выгодной цене;

в) стратегические – в целях упрочения и расширения своих позиций на рынке компании стремятся диверсифицировать бизнес путем выхода на рынки других стран, расширением спектра деятельности, что в результате стабилизирует бизнес, дает преимущество первого хода по отношению к конкурентам;

г) цели, вызванные интересами акционеров, в этом случае речь может идти о привлечении инвесторов, об изменении структуры акционерного капитала.

Слияние может быть только добровольным. То есть всегда происходит по воле самого юридического лица. Решение о реорганизации в форме слияния принимается на общем собрании акционеров (участников) юридического лица либо его органа, уполномоченного на это учредительными документами. В рамках процедуры слияния могут объединиться только такие организации, которые имеют одинаковую организационно-правовую форму. Например, два акционерных общества могут слиться, а акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью не могут. Это напрямую следует из общих установлений высших судебных органов: положения Закона об акционерных обществах, определяющие порядок их реорганизации путем слияния, присоединения, разделения или выделения (статьи 16-19), не предусматривают возможность проведения реорганизации этих обществ посредством объединения с юридическими лицами иных организационно-правовых форм (в том числе с обществами с ограниченной ответственностью).

На примере акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью рассмотрим порядок проведения реорганизации в форме слияния.

В акционерном обществе, согласно подп.2 п.1 ст.48 Федерального закона от 26 декабря 1995г. № 208- ФЗ (в ред. от 27.07.2006, с изм. от 18.12.2006) «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО), решение о его реорганизации, в том числе и путем слияния, принимается общим собранием акционеров. При этом вопрос о слиянии акционерных обществ выносится на общее собрание акционеров (наблюдательными советами), если иное не установлено уставом общества (п. 3 ст. 49 Закона об АО). Решение о слиянии принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. Принятие подобного решения относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров и поэтому не может быть передано исполнительному органу акционерного общества (подп. 2 п. 1 ст. 48, п.4 ст. 49 Закона об АО).

Решение вопроса о реорганизации общества весьма существенно затрагивает права акционеров – владельцев привилегированных акций. Поэтому так называемые привилегированные акционеры также должны участвовать в рассмотрении вопроса о реорганизации акционерного общества, хотя по общему правилу акционеры – владельцы привилегированных акций права голоса на общем собрании не имеют. Право акционеров – владельцев привилегированных акций на участие в общем собрании при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества является исключением из общего правила и предоставляется таким акционерам на основании п.4 ст.32 Закона об АО.

В обществе с ограниченной ответственностью (ООО), действует похожий порядок принятия решений о слиянии. В соответствии со статьями 91, 92 ГК РФ, подп.11 п.2 ст.33, п.8 ст.37, статьями 51-56 Федерального закона от 8 февраля 1998г. № 14-ФЗ (в ред. от 29.12.2004 № 192-ФЗ) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее Закон об ООО) решение о реорганизации ООО отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников общества и должно приниматься единогласно всеми участниками общества. Несоблюдение данного условия влечет за собой недействительность решения о реорганизации, что неоднократно подтверждалось арбитражной практикой. Например, постановлением Президиума ВАС РФ было отменено постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.97, определение от 12.03.97 и постановление апелляционной инстанции от 06.05.97 Арбитражного суда Тюменской области по делу № 184/3 в отношении распоряжения администрации Центрального района города Тюмени от 25.04.96 № 261 о регистрации общества с ограниченной ответственностью «Фармсервис», так как «материалами дела доказано, что вопрос о реорганизации ТОО «Фармсервис» рассматривался собранием, в котором участвовало лишь двое из шести учредителей. Это позволяет сделать вывод о нарушении установленного законом порядка образования юридического лица, что в силу статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации влечет отказ в его регистрации».

Однако в отдельных, установленных законом, случаях одного решения учредителей (участников) юридического лица либо его органа, уполномоченного на это учредительными документами, для проведения реорганизации в форме слияния недостаточно.

Дополнительным условием для проведения реорганизации в рассматриваемой нами форме является обязательное получение предварительного согласия уполномоченного государственного антимонопольного органа. Проведение такой процедуры осуществляется в целях защиты конкуренции, предупреждения и пресечения монополистической деятельности, злоупотребления доминирующим положением коммерческими организациями (ст.27 Закона «О защите конкуренции»).

С предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия:

1) слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства (далее также - последний баланс, в случае представления в антимонопольный орган уведомления последним балансом считается бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления уведомления), превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов (далее - реестр);

2) слияние финансовых организаций или присоединение финансовой организации к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации);

Судебная практика уточняет, что при отсутствии согласия антимонопольного органа РФ (его территориального управления) на создание союза, ассоциации или другого объединения предприятий (акционерного общества) акт государственной регистрации этого объединения должен быть признан недействительным.

До того как вопрос о слиянии будет включен в повестку общего собрания общества организации, участвующие в слиянии, должны заключить между собой договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния.

Акционерные общества в таком договоре помимо прочего должны определить также порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества. Так, например, ст.ст. 16-17 Закона об АО предусматривают, что общества, участвующие в слиянии или присоединении, заключают соответствующий договор, в котором определяются порядок и условия слияния или присоединения, а также порядок конвертации акций каждого общества (присоединяемого общества) в акции и (или) ценные бумаги нового общества (общества, к которому осуществляется присоединение).

Аналогичные требования содержат ст.ст. 52-53 Закона об ООО. Договор о слиянии подписывают директора объединяющихся организаций, но он вступает в силу только после того, как его утвердят их общие собрания участников общества. На утверждение общего собрания совет директоров кроме договора о слиянии должен представить также устав новой организации, создаваемой в результате слияния, и передаточный акт (п. 2 ст. 16 Закона об АО, ст. 52 Закона об ООО).

После принятия решения о реорганизации общим собранием акционеров (участников) утверждается передаточный акт, содержащий положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованных юридических лиц в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами (ст. 59 ГК РФ).

Передаточный акт должен быть утвержден учредителями (участниками) юридического лица либо органом, принявшим решение об его реорганизации, и в таком виде представлен вместе с учредительными документами вновь образованных в ходе реорганизации юридических лиц. Невыполнение этого требования либо отсутствие в передаточном акте положений о правопреемстве по всем или некоторым обязательствам реорганизованного юридического лица является безусловным основанием к отказу в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

На практике и в литературе возникают вопросы о последовательности совершения вышеуказанных действий и об их характере.

Б.П. Архипов полагает, что вначале акционеры на общем собрании должны принять решение о проведении реорганизации и утвердить условия договора о реорганизации, после чего общество заключает договор о слиянии.

Иной позиции придерживается Д.В. Жданов, утверждая, что, поскольку выработка условий договора о присоединении не относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров, собрание не вправе решать этот вопрос. По мнению Д.В. Жданова, вначале общества, участвующие в реорганизации, заключают договор о слиянии, поскольку именно такой порядок предусмотрен п.2 ст. 16 Закона об АО.

По мнению Ф.И. Тимаева, более верной является позиция Б.П. Архипова. Ф.И. Тимаев полагает, что подп. 2 п. 1 ст. 48 Закона об АО, отнеся к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопроса о реорганизации общества, не раскрыл весь комплекс вопросов, решаемых при реорганизации. Некорректно сформулирована, с точки зрения Ф.И. Тимаева, и норма п. 2 ст. 16 Закона об АО, поставив «во главу угла» заключение договора о слиянии. Но такой договор общество не вправе заключить прежде, чем вопрос о прекращении общества без ликвидации дел и имущества будет решен акционерами каждого общества на их общих собраниях.

Реорганизация включает в себя комплекс действий, таких как принятие принципиального решения по реорганизации в форме слияния, решение вопросов об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, об утверждении передаточного акта. Поэтому решения по всем вышеперечисленным вопросам должны приниматься общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

Во избежании двусмысленности понимания такого положения было бы целесообразно, на наш взгляд, внести соответствующие изменения в подп. 2 п. 1 ст. 48 Закона об АО, уточнить, что к компетенции общего собрания акционеров относятся все вопросы реорганизации.

После того, как общие собрания объединяющихся обществ примут решение о слиянии, им необходимо письменно уведомить кредиторов юридического лица о принятом решении (ст. 60 ГК РФ) и опубликовать в «Вестнике государственной регистрации» сообщение о принятом решении. Именно с момента получения письменного уведомления кредитор приобретает право требовать прекращения или досрочного исполнения обязательства и возмещения им убытков, должником по которому является реорганизуемое юридическое лицо.

Приняв решение объединиться, организации обязаны письменно в срок не позднее трех дней со дня принятия общим собранием решения о слиянии, сообщить об этом решении а налоговый орган по месту своего учета (п. 2 ст. 23 НК РФ). При проведении реорганизации необходимо проведение полной инвентаризации имущества реорганизуемых обществ, обязательность которой предусмотрена п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии со ст. 87 НК РФ, проинформированный о реорганизации налоговый орган проводит налоговую проверку объединяющихся организаций.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки, так как ограничения о проведении не более двух выездных налоговых проверок в год, предусмотренные ст. 89 НК РФ, на случаи реорганизации не распространяются.

Согласно ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, а юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п.2 ст.51 ГК РФ).

В процессе реорганизации происходит как возникновение новых юридических лиц, так и прекращение деятельности ранее созданных. В соответствии с п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации всех вновь возникших юридических лиц.

Исключение составляет случай присоединения, когда юридическое лицо, к которому осуществляется присоединение, считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Таким образом, при слиянии права и обязанности (полностью или в части, определенной в передаточном акте) объединяющихся юридических лиц переходят к вновь образованному юридическому лицу в день его государственной регистрации.

Нами были введены понятия реорганизации и ее значение в гражданском праве, рассмотрены понятие, основания и порядок проведения слияния юридических лиц как формы реорганизации. Было выявлено, что, несмотря на, казалось бы, детальную проработку порядка проведения реорганизации действующим законодательством данные вопросы урегулированы не достаточно полно.

В законодательстве отсутствует само понятие реорганизации (понятие реорганизации в ГК РФ дается через перечисление возможных ее форм), не до конца проработаны вопросы правопреемства и порядка проведения реорганизации. Из-за этого, в науке и на практике существуют различные понимания реорганизации, возникают разногласия по поводу порядка проведения реорганизационных процедур.

Кроме того, процесс реорганизации, хотя и необходим для создания стабильности гражданского оборота и обеспечения прав кредиторов и участников хозяйствующих субъектов, процедура реорганизации весьма сложна и занимает длительное время. Именно поэтому, в последнее время в нашей стране получили большое распространение другие формы реструктуризации бизнеса, которые в конечном итоге приводят к тем же результатам, что и реорганизация, но гораздо быстрее.

Рассмотрим такое понятие как поглощение, очень близкое к понятию реорганизации в форме слияния (присоединения) с экономической точки зрения, но, тем не менее, не имеющее довольно часто ничего общего с этим явлением с правовых позиций.